Вчера «Ъ» стали известны итоги открытого аукциона по продаже прав аренды рекламных мест для размещения наружной рекламы на территории Нижнего Новгорода. Победителями торгов стали нижегородские рекламные агентства «Ритон», «Хорека-НН», «Связьстрой-НН» и «Рим». Проигравшие аукцион участники считают, что компании-победители, занимающие монопольное положение на рекламном рынке Нижнего Новгорода, искусственно завышали стоимость купленных лотов, чтобы затем отказаться от платежей и распределить рекламные места между собой уже по заниженным ценам.
Открытый аукцион по продаже прав аренды городских рекламных мест для размещения наружной рекламы МУ «Рекламная служба Нижнего Новгорода» провело в среду вечером. Основанием для проведения аукциона стало распоряжение главы Нижнего Новгорода Вадима Булавинова от 15 декабря 2005 года. Конкурс состоялся после того, как результаты проведенных в августе 2003 года мэрией Нижнего торгов на право размещения наружной рекламы были аннулированы из-за того, что победители — рекламные агентства «Рекард Медиа» и «Норд-Вест Продакшн» — отказались подписывать итоговый протокол аукционной комиссии и вносить единовременный платеж. В результате все выставленные на аукцион рекламные места до январских торгов 2006 года оставались в распоряжении их прежних арендаторов, по неофициальной информации, подконтрольных крупнейшему игроку рынка — компании NewsOutdoor Russia.
Ъ Объем рекламного рынка Нижнего Новгорода в 2004 году, по оценкам управления ФАС по Нижегородской области, составил около $45 млн при ежегодном росте в пределах 35%. Объем рынка наружной рекламы Нижнего Новгорода — около $6 млн. Наружной рекламой в городе, по данным УФАС, занимаются более 40 рекламных компаний. Основным игроком рекламного рынка Нижнего Новгорода считается компания NewsOutdoor Russia (40% рынка), работающая по договорам через фирмы «Рим», «Ректайм», «Россерв», «АНЖ», «Рим-НН», «Нижновреклама».
На аукционе в среду был выставлен 21 лот — всего 35 рекламных мест с рекламными конструкциями в виде настенного панно и одной крышной установки разного формата в разных районах Нижнего. На них претендовали 10 рекламных агентств из Нижнего Новгорода и Балахны (Нижегородская область). Победителями аукциона стали рекламные агентства «Ритон» (купили 17 рекламных мест на сумму 24 млн 600 тыс. руб.), «Хорека-НН» (10 рекламных мест на сумму 14 млн руб.), «Связьстрой-НН» (пять рекламных мест на сумму 12 млн 782 тыс. руб.) и «Рим» (три рекламных места на сумму 1 млн 925 тыс. руб.). Теперь, в соответствии с правилами аукциона, компании-победители должны заключить договор с МУ «Рекламная служба Нижнего Новгорода» о передаче в аренду площадей для наружной рекламы сроком на пять лет. В течение следующей недели результаты торгов должны быть оформлены юридически подписанием протокола аукционной комиссии, который визируется мэром Нижнего Новгорода. В течение трех месяцев компании-победители обязаны внести единовременный платеж в размере 20% от итоговой стоимости купленного лота. Остальную часть суммы победители аукциона будут погашать ежемесячно в течение пяти лет (срок действия договора аренды).
Проигравшие аукцион участники считают, что итоговые цены купленных лотов были искусственно завышены компаниями, занимающими монопольное положение на рекламном рынке Нижнего Новгорода. Опрошенные «Ъ» участники рынка подтвердили, что на прошедших торгах ведущего игрока — компании News Outdoor Russia — представляли сразу четыре рекламных агентства: «Рим», «Хорека-НН», «АНЖ» и «Рим-НН».
Как рассказал «Ъ» директор «Арт-студии „Клим“» Анатолий Игонин, чтобы максимально ограничить конкуренцию на рынке, некоторые участники торгов предлагали «просто сумасшедшие» цены за лоты, во много раз превышающие их реальную стоимость: «Многие из выставленных на продажу рекламных мест, на мой взгляд, неинтересны для рекламодателей, поскольку поздней весной и летом данные рекламные щиты просто спрятаны от глаз нижегородцев густой листвой деревьев и кустарников». По прогнозам Анатолия Игонина, победители аукциона не смогут окупить своих затрат «даже при благоприятном стечении обстоятельств».
Так, в группе компаний UniGroup, представленных на торгах рекламным агентством «Связьстрой-НН», не исключают, что результаты аукциона снова будут признаны недействительными. Как заявил «Ъ» источник в UniGroup, «Ритон», «Рим» и «Хорека-НН» сознательно играли на повышении цен, чтобы отказаться от платежей и затем всеми возможными способами распределить рекламные места между собой по заниженным ценам. В сложившейся ситуации в компании признают затраты на приобретение прав на размещение наружной рекламы «не очень перспективными», однако в течение пяти лет рассчитывают на прибыль от наружной рекламы в размере 15% от суммы вложений.
Опасения игроков рынка могут подтвердиться: если хотя бы одно из условий договора аренды не будет выполнено компанией-победителем, итоги аукциона будут признаны недействительными. В этом случае руководство МУ «Рекламная служба Нижнего Новгорода» вправе самостоятельно решать судьбу рекламных мест на размещение наружной рекламы в Нижнем Новгороде: либо предоставить право выкупа рекламных щитов участнику аукциона, предложившую предпоследнюю цену за лот, либо вновь выставить места на продажу через аукцион или конкурс предложений, который проходит в закрытом режиме.
«Ъ» будет следить за развитием событий.
СЕРГЕЙ ДРУЖИНИН http://www.kommersant.ru/region/nnov/page.htm?Id_doc=644444
|