Депутат Госдумы Максим Коробов отозвал свой законопроект, в котором предлагал запретить автоматическую рассылку рекламных sms, говорится на сайте Госдумы. Причина — отрицательный отзыв правительства, объясняет его представитель. Формально это не препятствие для рассмотрения законопроекта, но сильно затрудняет его принятие. Однако Коробов планирует вскоре внести в Госдуму новую версию законопроекта, обещает его представитель.
Коробов направил законопроект в Госдуму год назад. Он предлагал внести поправку в закон «О рекламе», по которой для рассылки рекламных сообщений оператор должен был бы получить на это письменное согласие абонента (сейчас достаточно предварительного согласия). Кроме того, он хотел запретить автодозвон или автоматическую рассылку сообщений, в которой принимает участие человек (см. врез). В сентябре 2010 г. законопроект получил отрицательный отзыв правительства, и Коробов подготовил новую редакцию, в которой предложил запретить рекламу «с применением средств автоматизированного выбора и (или) набора абонентского номера». Но в апреле 2011 г. от правительства вновь пришел отрицательный отзыв.
Антимонопольная служба дала положительное заключение, говорит представитель Коробова, но законопроект получил отрицательную оценку в Минкомсвязи и Минэкономразвития. Это подтвердил представитель Минкомсвязи (в ФАС и Минэкономразвития не ответили на запрос «Ведомостей»). По мнению министерства, законопроект фактически устанавливает запрет на автоматизированное распространение рекламы даже при согласии абонента на ее получение. Кроме того, это существенно ограничит возможности рекламодателей донести информацию до заинтересованных в ней потребителей.
Российский рынок мобильной рекламы достигнет в 2011 г. 500 млн руб. и принятие таких поправок в закон «О рекламе» могло бы помешать развитию этого перспективного сегмента рекламного рынка, считает представитель МТС Валерия Кузьменко. Рекламные рассылки занимают крайне небольшую долю в выручке операторов, замечает аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова: по данным Минкомсвязи, в 2010 г. операторы сотовой связи заработали 594 млрд руб. Кроме того, «большая тройка» сейчас активно борется за лояльность абонентов и потому отказывается от услуг и действий, раздражающих абонента, добавляет Панкратова.
Однако мобильные операторы могут очень точно выбирать целевую аудиторию, поэтому часто такая реклама полезна абонентам, утверждает Кузьменко. К тому же абонент может отказаться от рекламных рассылок в любой момент, замечает она.