На днях суд обязал Национальный Банк «Траст» заплатить штраф в размере 300 тыс. рублей за использование в рекламе изображения савойской капусты, которое было зарегистрировано в Роспатенте как товарный знак СКБ-Банка. Председатель правления «Траста» Надия ЧЕРКАСОВА рассказала порталу Банки.ру, чем отличается капуста ее банка от капусты СКБ-Банка и как создание подобного судебного прецедента может подогреть интерес компаний к регистрации в качестве товарных знаков других продуктов.
— Суд признал исключительные права СКБ-Банка на изображение савойской капусты. Означает ли это, что кроме уплаты штрафа вам еще придется свернуть рекламную кампанию с использованием капусты? Какие издержки в связи с этим понесет банк?
— Эта рекламная кампания была сезонной и уже фактически закончилась. Соответственно, никаких издержек в связи с плановой ротацией ключевых образов рекламной кампании не было. Тем не менее, даже если бы банк хотел продолжить «овощную тему», по закону мы имеем на это полное право до момента вступления судебного решения в силу плюс еще минимум два-три месяца на апелляцию, которую мы будем подавать.
— В рекламе каких банковских продуктов вы используете савойскую капусту? И в каких местах вы их рекламируете?
— Рекламная кампания включала в себя продвижение двух основных продуктов — кредитов и депозитов. Слоган «Раздаем капусту! Хватит на всех!» с изображением тройняшек с листами капусты в руках запомнился многим нашим клиентам и посетителям портала Банки.ру. Основными рекламными инструментами были POS-материалы, наружная кампания, баннеры в Интернете. Капуста для фотосессии была куплена в одном из московских супермаркетов. Как вы понимаете, на ней не было клейма «собственность такого-то юридического лица».
— Считаете ли вы решение суда справедливым? Все-таки суд не взыскал с вас штраф в размере 5 млн рублей, как того требовал СКБ-Банк…
— В связи с использованием фотографий овощей, фруктов и другой растительности в рекламе банковских продуктов интересен персональный блог, например, Вадима Логинова, директора по стратегическому маркетингу УК «Альфа-Капитал», на Банки.ру.
В своем экспертном рейтинге самых популярных растительных образов в банковской рекламе он ставит капусту на третье место после подсолнуха и арбуза.
Да, капуста — это популярная в финансовой сфере ассоциация, с этим не поспоришь, поэтому периодически она будет всплывать в той или иной банковской рекламной кампании, но, на мой взгляд, разумнее было бы разобраться в том, почему в России можно зарегистрировать как товарный знак все что угодно, начиная с фотографии кочана капусты.
— Собираетесь ли вы зарегистрировать в Роспатенте изображения другой капусты, которая используется у вас в рекламе? В частности, в рекламе ваших вкладов можно увидеть и краснокочанную, и белокочанную капусту, и брокколи.
— Нет, так как мы считаем абсурдной саму возможность предъявления исключительных прав на то, что создается природой и не является уникальным творением отдельно взятого юридического лица. Например, вряд ли руководству компании Apple приходило в голову просто сфотографировать надкушенное яблоко и зарегистрировать его как свой уникальный товарный знак. Это действует на уровне здравого смысла — чтобы обладать правом на что-либо, надо быть уникальным создателем этого предмета или образа.
— Какие у вас будут аргументы при подаче апелляции?
— По закону банк имеет право подать апелляцию в течение месяца с момента вынесения первого судебного решения. Наши доводы, помимо прочего, основываются на мнении патентного поверенного по рекламной кампании «Траста» и товарному знаку банка СКБ. Говоря юридическим языком, изображения рекламы НБ «Траст», в которых были использованы фотографии капусты, не являются сходными до степени смешения с товарным знаком СКБ-Банка. Соответственно, потребители не вводятся в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги. Следовательно, нарушения права СКБ на товарный знак не имеется.
— Можно ли теперь ожидать увеличения количества заявок в Роспатент — на регистрацию знаков?
— Судебный прецедент, признающий исключительное право одного юрлица на общеупотребимый овощ, может подогреть интерес компаний к регистрации в качестве товарных знаков фотографий фруктов, овощей, сладостей, явлений природы — снежинок, дождевых капель и так далее. Здесь уже каждый имеет право действовать по своему усмотрению в рамках российского законодательства, которое, как выяснилось, позволяет регистрировать в качестве товарного знака фотографию кочана капусты из ближайшего продуктового магазина.
— А создание прецедента, по-вашему, увеличит число судебных разбирательств между банками на предмет использования зарегистрированных знаков?
— Мы считаем, что банк — это в первую очередь финансово-кредитное учреждение, основная задача которого — работа с денежными массами, обеспечение клиентов банковскими услугами и продуктами, повышение уровня сервиса, а не поиск непрофильных схем для дополнительного заработка. В шутку мы, конечно, можем порассуждать на тему, почему бы нам не зарегистрировать как товарный знак фотографию декольте, например. Это сколько же судебных исков можно организовать, учитывая популярность женских фотографий в рекламе! А потом предъявлять претензии компаниям, использовавшим столь частый образ в своей рекламе, что их декольте до степени смешения схоже с нашим товарным знаком… Но, руководствуясь здравым смыслом и четким пониманием сути банковской деятельности, мы, конечно, оставим эти рассуждения только на уровне шутки.
Источник: www.banki.ru
|