Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» позади. Хотя появился он 15 лет назад в Украине, с каждым годом именно украинских участников становится все меньше и меньше. В этом году не было ни одного.
RUpor уже пытался выяснить, остались ли еще аниматоры в Украине. К примеру, призер Берлинского фестиваля 2003 года Степан Коваль работает в России.
Из украинских, ныне трудящихся на родной земле, RUpor вышел на связь с компанией «Sakhaltuev production», генеральным продюсером которого является известный режиссер Адриан Сахалтуев, сын художника Радны Сахалтуева. Если вам ничего не говорит это имя, то вспомните «Приключения капитана Врунгеля», «Доктора Айболита» и «Остров сокровищ» - их все, а так же многие другие, нарисовал Сахалтуев-старший.
Специально для RUpor`а Адриан Сахалтуев и креативный директор компании Федор Гайдук рассказали о своей работе, параллельно делясь мыслями об украинской мультипликации.
При упоминании имени Адриана Сахалтуева сразу вспоминается «Семья Грищенко», которую до сих пор можно посмотреть в интернете…
Работа над «Семьей Грищенко» велась порядка полутора лет, но она имеет опосредованное отношение к мультипликации, так как это флешевая анимация. Делать ее намного проще и быстрее. Задумывались серии «Семьи…» как компьютерный мультфильм, который в то же время иронически комментировал бы текущие политические события в Украине. Это один из многочисленных существующих предвыборных проектов.
Снимает ли ваша компания полнометражные мультфильмы?
Sakhaltuev Production в ближайшее время собирается заняться экранизацией классических произведений отечественной и зарубежной литературы. Сюжеты этих произведений, в большинстве своем, известны. Задача, которую мы ставим перед собой - вольный пересказ сюжетов в пятиминутном формате, с целью морального назидания потомкам. Планируется производство нескольких серий во флэше с последующим размещением на сайте. Начнем с чего попроще. С "Муму", например. А там, глядишь, «замахнемся и на Вильяма Шекспира»...
Пока же, в основном, занимаемся рекламной мультипликацией только по одной причине – любое производство стоит денег, и мы не можем позволить себе делать мультфильмы для удовольствия. Ведь ситуация в Украине и настоящая политика направлены на анимационное разрушение, а не наоборот. Складывается впечатление, что Министерство культуры даже не знает о существовании анимации. Только тот, кто ее делает, и заинтересован в поднятии украинских мультфильмов.
Если бы государство вкладывало деньги в мультипликацию и не ставило палки в колеса, можно было бы снимать прекрасные анимационные фильмы, которые в последствии бы окупались с лихвой. Пример тому российский «Алеша Попович и Тугарин змей», шедший в наших кинотеатрах. Мультфильм принес большой доход его производителям.
Правда и масштабы развития анимационных компаний России и Украины не сравнимы. В одной Москве их 27, а в Украине – четыре. Мы в большей степени работаем для украинских заказчиков, но есть среди них и иностранцы. Ведь для них мы более дешевая сила, да и специалисты у нас намного профессиональней. За границей художественная анимация уже не популярна. Иностранцы перешли на анимацию тримоделирования. Там ничего не рисуется руками, все делается с помощью компьютера. Пример тому «Шрек», «Водная братва».
Чем занимается «Sakhaltuev production» сегодня?
Снимаем рекламу. Социальную, коммерческую, политическую. Ведь после полного упадка, анимация изначально она начала возрождаться именно в рекламных роликах. Анимационная реклама более дешевая. Секунда анимации может стоить от 80 до 600 у.е. Стоимость двадцатисекундного ролика от трех до пяти тысяч долларов, в зависимости от трудоемкости процесса. Ведь и рисованная анимация бывает разной. Мы работаем с лучшими художниками-аниматорами, которые есть в Украине.
Среди наших заказчиков Фонд Елены Франчук "АНТИСПИД", ООО «Ласунка» (производители мороженого - RUpor), рекламное агентство «Медиа Партнер». Но основные заказчики – фармацевты.
Из того, что знает украинский потребитель – это рекламные ролики шоколадного напитка «Несквик», много медицинских препаратов, «Макдональдс».
В свое время разрабатывали заставки для фестиваля «Крок» и «Молодость». При этом мы всегда стараемся предложить что-то свое, сами придумываем персонажей и сюжеты.
Ранее сделали пробный развивающий мультфильм для детей по известной «Абетке» издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», но инвесторов на данный проект не нашли, и его пришлось закрыть.
Интересно, как долго снимается мультфильм и сколько он может стоить?
Например, известный мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» снимался более двух лет. «Жил был пес» - не менее.
С появлением компьютеров процесс сборки стал легче, но рисованная анимация технологически делается точно так же как и ранее. Представьте, в 1 секунде 25 кадров, то есть, как минимум, должно быть нарисовано 12 картинок, где уловлены движения персонажа, мимика. Подобным навыкам люди учатся десятилетиями.
Если представить, что подобное мультфильму «Жил был пес» делалось бы сейчас, то на работу ушло не менее пяти-шести месяцев и около 120 тысяч долларов.
Чем занимается Адриан Сахалтуев кроме продюссирования?
Занимается организацией и обучением молодых художников, которые хотят работать в сфере анимации. Мы организовали курсы для всех желающих.
http://www.rupor.info/full.php?aid=26400