Aвторитетные эксперты собрались за «круглым столом», чтобы ответить на вопрос: «Становятся ли российские СМИ бизнесом?» Выводы они сделали неутешительные. Хотя ежедневно в России регистрируется 5–10 новых изданий, медиабизнес в нашей стране развивается не благодаря, а вопреки государству. А недавние смены владельцев у «Известий» и «Независимой газеты» связаны исключительно с грядущими выборами.
Вчера президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон представил данные о количестве изданий в России. Ежедневно в нашей стране регистрируется 5–10 новых наименований, а общее число зарегистрированных газет составляет 26 тыс., а журналов – 16 тыс. Правда, количество регулярно выходящих изданий по оценке ГИПП не превышает 20 тыс. наименований. Доходы печатных изданий в минувшем году составили 3,1 млрд. долл. В нынешнем году ожидается рост рекламных поступлений примерно на 10–12%. Причем 5 лет назад на московские издания приходилось более 90% рекламных доходов, а в нынешнем году – менее 70%. На российский рынок пришли практически все мировые журнальные бренды, а суммарный объем инвестиций в печатные СМИ в минувшем году достиг 1 млрд. долл.
По словам Леонида Макарона, если московские издания в большинстве своем являются частными, то в регионах присутствие государства в сфере печатных СМИ остается чрезмерным, и «частные издания поставлены в неравные условия с изданиями губернаторов и районных администраций», которые создавались «не для получения прибыли и выполнения социальных функций». Бывший главный редактор «Известий» Раф Шакиров также считает главной проблемой российского медиарынка «тотальный монополизм государства». Практически всеми телеканалами владеют либо госструктуры, либо компании, в которых государство имеет контрольный пакет акций. «О конкуренции теленовостей говорить не приходится». Основные информагентства также принадлежат государству. Теперь, по словам Рафа Шакирова, государство пытается таким же образом «организовать печатные СМИ». Российские СМИ живут не по рыночным законам, когда есть независимые игроки и конкуренция между ними. «Рыночных причин в недавних сделках по продаже «Известий» и «Независимой газеты» нет», – утверждает Раф Шакиров. И СМИ как бизнес развиваются «вопреки всему». В наилучшем положении находятся деловые и гламурные издания.
Остальные выживают за счет «серого и черного рынка рекламы, который по объемам сопоставим с официальным».
В выигрыше от такого положения дел оказываются новостные Интернет-ресурсы. «Я очень рад, что людей загоняют в Интернет. Чем хуже с газетами и телевидением, тем лучше с онлайновыми СМИ», – говорит вице-президент холдинга «Рамблер» Иван Засурский. Помимо Интернета, различные точки зрения на событие представляют разве что деловые издания, рассчитанные на узкую, элитную аудиторию. Остальные же общественно-политические издания, по мнению Ивана Засурского, безвозвратно потеряли молодежную аудиторию и «всячески сопротивляются изменениям, тем более что есть люди, которые раз в несколько лет это оплачивают». АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО http://www.sostav.ru
|