Сувенирка: Новый год… год кормит
Итоги сезона массового спроса на новогодние сувениры и подарки на Урале подводят: Светлана Нежинцева, генеральный директор «РПФ «Семицвет», Валерий Рыбин, коммерческий директор РПФ «KrikCentre» и Игорь Чижов, генеральный директор РПО «Прагматика».
Бизнес-сувениры и подарки стали привычными атрибутами продвижения российских фирм. Спрос рождает предложение, и вот уже «сувенирку» называют одним из самых динамично развивающихся сегментов рынка. В период подготовки ко всенародному празднованию Нового года этот сегмент переживает своеобразную проверку на прочность. Только что завершившийся сезон не стал исключением, однако некоторые особенности у него все-таки были…
Во-первых, основной вал заказов в этом году «накрыл» сувенирщиков примерно на месяц позже, чем в прошлом. «Нам даже пришлось через рекламу на радио «напомнить» клиентам, что «Новый год – на носу», — вспоминает Светлана Нежинцева. В «Крик-центре» и «Семицвете» это считают следствием затянувшейся, непривычной для Урала теплой осени, но в «Прагматике» с этим объяснением не согласны – по их данным, в других регионах наблюдалась та же картина…
Как бы то ни было, но трудиться в условиях временнОго цейтнота пришлось всем. «Мы принимали заказы до 19 декабря, — рассказывает Валерий Рыбин, — после этого нам пришлось ограничивать прием или переносить выдачу на январь. Производство работало круглосуточно». А Игорь Чижов особо подчеркнул, что прошедшая новогодняя компания показала: «в Екатеринбурге сложились цивилизованные отношения среди компаний, занимающихся сувенирной продукцией. Когда у нас были проблемы с перегрузкой производства, мы не успевали выполнить заказы – приходилось некоторые из них переразмещать, и наши партнеры всегда шли нам навстречу. С одной стороны, мы – конкуренты, но с другой – коллеги, и в трудную минуту готовы прийти на помощь друг другу. Это меня лично очень радует».
К сезону все подготовились основательно: в «Семицвете» внесли изменения в организационную структуру, что позволило ужесточить контроль качества продукции, поступающей от поставщиков, и сократить сроки выполнения заказов, а также обновили ассортимент — как в базе, так и в выставочном зале. Особое внимание уделили увеличению числа поставщиков и разработке интересных идей. Это, безусловно, пригодилось в работе с теми клиентами, которые о новогодних сувенирах позаботились заранее. «При таком подходе заказчика, — говорит Светлана Нежинцева, — была возможность продумать концепцию, четко прописать целевые аудитории и, как результат, — либо выбрать сувениры из имеющегося огромнейшего ассортимента (более 10 000 позиций), либо придумать и изготовить под заказ».
«В 2005 году мы запаслись ежедневниками с обложкой синего цвета, — говорит Валерий Рыбин, — потому что на этот цвет традиционно бывает большой спрос. И не прогадали: в начале декабря даже в Москве уже невозможно было достать ежедневники этого популярного цвета. А у нас они были. В этом году мы продали в 3,5 раза больше ежедневников, чем в прошлом. Традиционно пользовались популярностью ручки, 95% клиентов по-прежнему используют их в качестве рекламоносителя. В 5 раз увеличились продажи квартальных календарей. Заказчики приходили и с готовыми макетами, и с идеями…».
А вот в «Прагматике» не отметили в этом сезоне большого прироста по традиционным бизнес-сувенирам, относящимся к группе канцелярских товаров — не более чем на 12-15%. Светлана Нежинцева также считает, что «акцент в персональных подарках сместился в сторону «личностных» — игрушки, предметы личного пользования. Приветствуются юмор, развлекательность, «уютность», умиротворенность. Акцент с цены переместился на поиск интересного уникального сувенира. Грань «дешевый-дорогой» стерлась, произошло увеличение количества запросов в сторону сувениров более высокой ценовой категории».
Игорь Чижов согласен с такой оценкой сложившихся тенденций: «Наш проектный отдел, работавший с полной загрузкой, выполнил массу интересных заказов, — рассказывает он. — Например, подарок в посылочной коробке, на крышке которой изображен Великий Чайный Путь. Естественно, Екатеринбург, логотип заказчика — в самом центре. Одариваемый получает как бы посылку из прошлого, в которой — набор китайского чая различных сортов. Маленькие пакетики, каждый в своем отделении, с описанием этого сорта, с пояснением, как этот чай связан именно с этим заказчикам – в общем, придумана целая легенда. Такой подарок уж точно не останется незамеченным! Важно и то, что его можно использовать достаточно долго, самостоятельно пополняя коробку все новыми сортами чая. Конечно, на разработку и воплощение такого подарка требуется не один месяц. Но в данном случае определяющим является вопрос креативности подарка (естественно, при разумной цене)».
В также «Крик-центре» отмечают, что заказчики в целом стали более креативны: чтобы удовлетворить их запросы, приходится сочетать несколько технологий в производстве и нанесении логотипа, поэтому по итогам прошедшего сезона уже были сделаны выводы: расширены и производственная база, и ассортимент дизайнерских, оригинальных вещей известных мировых брендов.
«Мы в очередной раз убедились, — говорит Светлана Нежинцева, — что солидные, надежные и проверенные поставщики – это львиная доля успеха в нашем бизнесе. Поэтому по итогам работы с новыми поставщиками в 2005 году мы разработали систему, снижающие риски наших клиентов, заинтересовавшихся их продукцией».
«Конечно, мы осознаем, что нужно развиваться, потому что рынок у нас высококонкурентный, — рассуждает Игорь Чижов, — Но в сегменте промо-сувениров сложно предложить что-то новое, поэтому мы, сохраняя в своем пакете предложений весь широчайший спектр подарков и сувениров, будем уделять большое внимание эксклюзивным проектным разработкам».
Что ж, новогодний подарочный бум закончился, но отдыхать некогда – впереди еще много праздников, а значит – много интересной работы, ведь дарить подарки сейчас не только принято, но и модно…
Беседовала Ольга Зверева