Кадровый рынок рекламного 2007 году
Руководитель отдела рекрутинга экспертного агентства "Штаты.RU" Татьяна Остроумова рассказывает об особенностях подбора персонала на рынке рекламных агентств и о ключевых тенденциях кадрового рынка рекламной отрасли в 2007 году.
- Какие особенности были характерны для рекламного рынка труда в 2007 году?
- Сегодня в рекламной отрасли буквально идет охота за кадрами, причем работодатели нуждаются не только в высококвалифицированных сотрудниках, но и в молодых специалистах без опыта работы. Что по сегменту Account менеджеров в агентствах полного цикла, что по сегменту медиа и креатива или по специалистам стретегического планирования - рынок профессионалов "просвечен" практически по именам. Любая информация о том, что тот или иной специалист собирается менять место работы распространяется моментально. В 2007 году сложившаяся ситуация спровоцировала резкий рост зарплат в рекламном бизнесе, который продолжится и в следующем году. Пытаясь удержать ценные кадры и нанять лучших специалистов, компании вынуждены постоянно повышать зарплаты и формировать более выгодные, чем у конкурентов, компенсационные пакеты.
По данным агентства "Штаты.RU" и портала MediaJOBS.RU, в 2007 году рост зарплат для специалистов различных категорий рекламных специалистов составил от 14 до 33%. Так оплата труда генерального или исполнительного директора колеблется от 5000 до 20000$ в месяц. Зарплата топ-менеджмента составляет 4500-9000$. Старшие менеджеры получают 2500-4000$ в месяц. Среднее звено - от 1200 до 2700$. И, наконец, младший персонал получает 800-1200$.
- Что касается компенсационного пакета - какие льготы и каким сотрудникам готовы предоставить рекламные компании?
- Сегодня годовые и квартальные премии в размере 100% месячного дохода получают почти 100% топ-менеджеров и сотрудников среднего звена. Многие крупные рекламные агентства оплачивают услугу Добровольного медицинского страхования для своих сотрудников и для членов семьи топ-менеджеров. На компенсацию питания могут рассчитывать около 40 % сотрудников любого уровня. Участие в корпоративных мероприятиях работодатели предусматривают для 90 % служащих. Оплачивать членство в спортивных клубах компании готовы сегодня 76 % топ-менеджеров и 35% руководителей групп, ведущих специалистов и работников среднего звена. Пользоваться корпоративными автомобилями и телефонами могут, в основном, топ-менеджеры - 83% и 96%.
- Какие еще средства мотивации, помимо увеличения размеров стандартных бонусов, используют сегодня работодатели?
- Кредиты сотрудникам среднего звена и акции топ-менеджерам. Для рядовых сотрудников один из самых важных элементов компенсационного пакета - обучение. И владельцы, и руководители рекламных структур готовы вкладывать средства в развитие топ-менеджеров, руководителей групп, старших менеджеров и менеджеров среднего звена и младших сотрудников. При этом сотрудники компаний могут рассчитывать как на обучение внутри компании, так и на прохождение специализированных тренингов, нередко за рубежом.
- Чем можно объяснить подобное стремление работодателей вкладывать средства в обучение своих сотрудников?
- Основной причиной кадрового голода сегодня является именно отсутствие в достаточной мере компетентных специалистов. Часть кадровой проблемы рекламного бизнеса - узкая специализированность компетенций, конкретность знаний и навыков. Профессионалами в рекламе не просто "не рождаются", но и не становятся вне рекламного бизнеса.
Современная система подготовки рекламных специалистов просто не успевает за объемами и постоянно растущими требованиями рынка рекламы, поэтому пока решить проблему подготовки квалифицированных кадров способны только сами работодатели. При этом вложения в образование могут быть двух видов. Это либо прямая финансовая поддержка образовательных структур, с обязательными условиями со стороны компаний о необходимом наборе предметов и уровне преподавания дисциплин, либо организация обучения внутри компании, как вариант - целевое направление сотрудников на обучение, связанное с повышением квалификации.
- Как выглядело соотношение спроса и предложения, а также ожиданий соискателей и требований работодателей на кадровом рынке рекламы в 2007 году?
- По данным экспертов агентства "Штаты.RU", распределение спроса и предложения на рынке труда рекламного бизнеса осенью 2007 года (gross, без учета компенсаций) выглядит следующим образом. Первым руководителям компаний предлагается заработная плата 5000-18000$, тогда как пожелания соискателей варьируются от 10000 до 20000$. Директора по направлениям могут получать от работодателя от 2500 до 9000$, при том, что их ожидания составляют 3500-10000$. Руководителям групп, ведущим и старшим менеджерам компании готовы платить от 4500 до 6000$, при запросах в 3000-5000$. Зарплатные ожидания работников среднего звена составляют от 1500 до 3000$, тогда как компании предлагают 1200-2700$. Младшие служащие могут рассчитывать 800-1200$. Здесь их запросы почти совпадают с реальной оплатой, которая составляет от 600 до 1300$.
Интересна корреляция параметров требований и условий работодателей с ожиданиями соискателей вакантных мест в рекламной отрасли. Если полное совпадение параметров предложения/ожидания принять за 100%, то картина выглядит следующим образом. Для топ-менеджеров соответствие на уровне 95%, для руководителей подразделений и ведущих специалистов - 87%, по отношению к специалистам среднего звена взаимосвязь определяется в 37%, а для младших сотрудников и ассистентов - 64%. При этом надо отметить, что 56% закрываемых рекрутинговыми агентствами вакансий рекламной сферы - это специалисты среднего звена.
- Насколько часто сегодня рекламные специалисты меняют работу и по каким причинам?
Как показывают исследования, частота, с которой молодые специалисты рекламного бизнеса, как на стороне агентства, так и на стороне клиента, переходят из одного рекламного агентства в другое, становится критической. Так, выяснилось, что менеджеры по продажам меняют место работы в среднем раз в два года. А специалисты отделов рекламы, маркетинга и PR редко задерживаются в компании дольше, чем на полтора года. Если несколько лет назад основным критерием перехода был интересный клиент, больший бюджет, увеличение объёма работы, поиск творческой составляющей, то в последнее время денежный критерий становится основным.
Помимо распространенных причин текучки кадров - низкая зарплата, не прижился в коллективе, не нашел общий язык с начальством - есть объективные, характерные именно для той отрасли причины: ненормированный рабочий день, высокая личная ответственность перед клиентом и работодателем, частые стрессовые ситуации, трудности в понимании с экспертами, как правило, владельцами компаний.
Но при том, что тактика частой смены компаний "срабатывает" для увеличения уровня зарплаты сегодня, это негативно сказывается на уровне профессионализма соискателей и на его резюме. Надо отметить, что лучшие компании-работодатели рекламного, да и любого другого рынка, всегда внимательно относятся к фактору последовательности, лояльности специалиста и ответственности за его проекты.
------------------------------------------------------------------------------
Среди
наиболее востребованных специалистов на рынке рекламы, согласно данным агентства "Штаты.RU" и портала MediaJOBS.RU, верхние строчки в списке "Топ-10" с большим отрывом заняли директора и менеджеры по работе с клиентами, медиа директора и медиа-планеры, PR-менеджеры в агентствах маретинговых коммуникаций и арт-директора в креативных агентствах. Работодателю-рекламному агентству все более интересны профессионалы, специализирующиеся в наиболее динамичных сегментах рынка (FMCG, автомобильном, beauty). Массовый спрос на сотрудников среднего звена, имеющих за плечами не только соответствующее образование, но и опыт работы от 3-х лет, лучше и в российских, и в сетевых рекламных агентствах с клиентами, профильными для работодателя. Качество предоставляемых рекламным агентством услуг напрямую зависит как от подготовки рекламных специалистов, так и от приобретенных профессиональных навыков. Образование и наработка опыта - одна из главных проблем отрасли.
Наталья Селезнева, Татьяна Остроумова, Mediajobs